ТОГАПОУ "Аграрно-промышленный колледж"

Фактический адрес:

 г.Кирсанов, ул. Интернациональная, д.15

Телефон:

+7(47537)3-70-80

Часы работы:

ПН - ПТ: 8:00 - 17:00

Электронная почта:

apkolledg@obraz.tambov.gov.ru

Педагог-психолог

Волкова Мария Евгеньевна

Сфера ответственности социально-психологической службы образовательного учреждения обусловлена решением широкого спектра задач, включающих в себя:

• обеспечение психолого-педагогических условий успешной адаптации личности обучающихся и формирование у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

• стимулирование процесса личностного самоопределения и саморазвития у обучающихся; оказание помощи обучающимся в принятии и решении ими задач развития на разных этапах жизни, поддержка и содействие в трудных жизненных ситуациях;

• сохранение и укрепление психологического здоровья;

•психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителей, классных руководителей, мастеров;

• оказание психолого-педагогической помощи семьям обучающихся групп особого внимания;

• расширение пространства психологического просвещения и образования в рамках программ повышения психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов, администрации образовательного учреждений.

Важным направлением деятельности социально-психологической службы техникума является создание условий для успешной адаптации обучающихся. Социально-психологическая составляющая процесса адаптации включает в себя:

• изменение социальной роли обучаемого;

• изменение круга и содержания общения обучающегося;

• корректировку потребностей и системы ценностей;

• усвоение норм и традиций, сложившихся в техникуме, академической группе.

Психологическая составляющая процесса адаптации:

• перестройка мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения;

• резкое возрастание функций внимания, памяти, зрительного восприятия;

• увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировка воли;

• реализация задатков и способностей.

Организационная составляющая включает в себя:

• приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, режиму дня;

• приспособление к отличным от школьных методам и формам работы (лекционно-семинарская система, резкое возрастание доли самостоятельной работы);

• приобщение к напряжённому учебному труду.

Студенты-первокурсники в процессе адаптации сталкиваются с целым рядом затруднений, вызываемых комплексом следующих объективных и субъективных факторов:

1) факторы, отражающие уровень дотехникумовской подготовки:

• соответствие объёма и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в техникуме;

• профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;

• сформированность потребности в социально направленной деятельности;

2) факторы, характеризующие индивидуальные особенности студента как субъекта адаптационного процесса:

• адаптационные способности личности;

• уровень нравственной и социальной зрелости личности;

• адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;

• коммуникативные способности;

• состояние здоровья;

3) факторы, связанные с условиями обучения:

• личностно-ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;

• морально-психологический микроклимат в группе;

• теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, мастеров первого курса;

• использование инновационных технологий в образовательном процессе;

• содержание и формы организации специальных (дополнительных) занятий, способствующих эффективной социальной адаптации обучающихся;

4) факторы, связанные с условиями семьи:

• материальное положение семьи;

• санитарно-гигиенические условия проживания;

• эмоциональный микроклимат;

• особенности семейного воспитания,

В этой связи в техникуме работает программа обеспечения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу.

Психолого-педагогическое обследование проводится поэтапно:

  • 1 этап- первичное диагностирование обучающихся 1курса;
  • 2 этап- текущая диагностика обучающихся 1-3 курсов;
  • 3 этап – проведение психолого-педагогических консультаций по результатам текущей диагностики.

В диагностической работе используюся компьютерные психодиагностические и развивающие программы: опросник Кетелла, САН, «Внимание», «Память», «Комфорт» и другие. Они помогают быстро и точно определить уровень и динамику их интеллектуального развития, личных особенностей, психического состояния и проводить развивающие занятия с обучающимися.

В рамках психологической профилактики проводится работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личном развитии обучающихся. Это занятия по профилактике вредных привычек: «Здоровый образ жизни», «Управление гневом», «Вредные привычки» и т.д. Используются различные методы работы: лекции, беседы, тренинги.

Особого внимания требуют к себе обучающиеся асоциального поведения. При консультировании таких подростков применяется метод разговорной терапии. Очень важно достичь понимания подростком того, что с возникшими у него проблемами можно и нужно что-то делать. Такого же внимания к себе требуют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Педагогом-психологом ведутся накопительные папки «Советы психолога», «Психологические семинары», «Работа с родителями», «Здоровый образ жизни» и другие.

Психика обучающихся и педагогов испытывает большую нагрузку. С помощью специально подобранной музыки (музыкотерапии) можно быстро снимать умственное утомление и стресс, поддерживать высокую работоспособность. С этой целью в комнате психологической разгрузки проводятся сеансы релаксации.

Прокрутить вверх