Педагог-психолог
Волкова Мария Евгеньевна
Сфера ответственности социально-психологической службы образовательного учреждения обусловлена решением широкого спектра задач, включающих в себя:
• обеспечение психолого-педагогических условий успешной адаптации личности обучающихся и формирование у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
• стимулирование процесса личностного самоопределения и саморазвития у обучающихся; оказание помощи обучающимся в принятии и решении ими задач развития на разных этапах жизни, поддержка и содействие в трудных жизненных ситуациях;
• сохранение и укрепление психологического здоровья;
•психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителей, классных руководителей, мастеров;
• оказание психолого-педагогической помощи семьям обучающихся групп особого внимания;
• расширение пространства психологического просвещения и образования в рамках программ повышения психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов, администрации образовательного учреждений.
Важным направлением деятельности социально-психологической службы техникума является создание условий для успешной адаптации обучающихся. Социально-психологическая составляющая процесса адаптации включает в себя:
• изменение социальной роли обучаемого;
• изменение круга и содержания общения обучающегося;
• корректировку потребностей и системы ценностей;
• усвоение норм и традиций, сложившихся в техникуме, академической группе.
Психологическая составляющая процесса адаптации:
• перестройка мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения;
• резкое возрастание функций внимания, памяти, зрительного восприятия;
• увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировка воли;
• реализация задатков и способностей.
Организационная составляющая включает в себя:
• приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, режиму дня;
• приспособление к отличным от школьных методам и формам работы (лекционно-семинарская система, резкое возрастание доли самостоятельной работы);
• приобщение к напряжённому учебному труду.
Студенты-первокурсники в процессе адаптации сталкиваются с целым рядом затруднений, вызываемых комплексом следующих объективных и субъективных факторов:
1) факторы, отражающие уровень дотехникумовской подготовки:
• соответствие объёма и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в техникуме;
• профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;
• сформированность потребности в социально направленной деятельности;
2) факторы, характеризующие индивидуальные особенности студента как субъекта адаптационного процесса:
• адаптационные способности личности;
• уровень нравственной и социальной зрелости личности;
• адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;
• коммуникативные способности;
• состояние здоровья;
3) факторы, связанные с условиями обучения:
• личностно-ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;
• морально-психологический микроклимат в группе;
• теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, мастеров первого курса;
• использование инновационных технологий в образовательном процессе;
• содержание и формы организации специальных (дополнительных) занятий, способствующих эффективной социальной адаптации обучающихся;
4) факторы, связанные с условиями семьи:
• материальное положение семьи;
• санитарно-гигиенические условия проживания;
• эмоциональный микроклимат;
• особенности семейного воспитания,
В этой связи в техникуме работает программа обеспечения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу.
Психолого-педагогическое обследование проводится поэтапно:
- 1 этап- первичное диагностирование обучающихся 1курса;
- 2 этап- текущая диагностика обучающихся 1-3 курсов;
- 3 этап – проведение психолого-педагогических консультаций по результатам текущей диагностики.
В диагностической работе используюся компьютерные психодиагностические и развивающие программы: опросник Кетелла, САН, «Внимание», «Память», «Комфорт» и другие. Они помогают быстро и точно определить уровень и динамику их интеллектуального развития, личных особенностей, психического состояния и проводить развивающие занятия с обучающимися.
В рамках психологической профилактики проводится работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личном развитии обучающихся. Это занятия по профилактике вредных привычек: «Здоровый образ жизни», «Управление гневом», «Вредные привычки» и т.д. Используются различные методы работы: лекции, беседы, тренинги.
Особого внимания требуют к себе обучающиеся асоциального поведения. При консультировании таких подростков применяется метод разговорной терапии. Очень важно достичь понимания подростком того, что с возникшими у него проблемами можно и нужно что-то делать. Такого же внимания к себе требуют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Педагогом-психологом ведутся накопительные папки «Советы психолога», «Психологические семинары», «Работа с родителями», «Здоровый образ жизни» и другие.
Психика обучающихся и педагогов испытывает большую нагрузку. С помощью специально подобранной музыки (музыкотерапии) можно быстро снимать умственное утомление и стресс, поддерживать высокую работоспособность. С этой целью в комнате психологической разгрузки проводятся сеансы релаксации.