«Живая вода»
Практико-ориентированный проект по обустройству территории святых источников.
Коллектив обучающихся группы № 23
Руководитель Тютикова М.И.
Кирсанов-2010 г.
Информационная карта проекта
Полное название проекта: практико-ориентированный проект «Живая вода».
Авторы проекта: Потехин Сергей, Михайлов Алексей, Карякин Евгений, Трунилин Александр.
Руководитель Тютикова М.И.
Организация, реализующая проект:
ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
Цель проекта:
сделать доступными для большинства людей животворные святыни родного края.
Направленность деятельности, специфика содержания:
благотворительная деятельность обучающихся и педагогов техникума.
Сроки проведения: 15 апреля -20 мая2010 г.
Место проведения:
Источник Великомученицы Варвары (с. Оржевка Уметского района);
Источник святителя Николая Чудотворца (с. Клетинщина Кирсановского района) Тамбовская область
Состав и общее число участников
27 человек: 20 обучающихся (17-18 лет); 4 педагога и 3 прихожанина Космадамиановского храма.
Социальные связи: Космодамиановский храм г. Кирсанова.
Краткое содержание проекта:
исследовательская, организационная и практическая деятельность духовно-краеведческой направленности, результатом которой станет доступность посещения святых источников.
«ЖИВАЯ ВОДА»
Практико-ориентированный проект по обустройству территории святых источников.
Слава Богу! За то, что еще есть на земле места, где каждый православный человек может получить благодать, погрузившись с молитвою в целительную родниковую воду.
Скромная часовенка или незамысловатый подсвечник перед иконой, неумолчно струящаяся вода изливается в купель. Зажгли свечки, и, перекрестясь, пошли набирать воду для себя, для друзей. И на душе стало светлее после того, как испили водицы, идущей из глубины родной земли. В таких местах человек укрепляется и духовно, и физически.
Много таких мест и на Тамбовской земле.
Самый древний из целебных источников – родник святой великомученицы Варвары, который находится недалеко от Кирсанова, в урочище, ранее называемом Кушнина Дубрава, рядом с селом Оржевка. В давнее время здесь жили отшельники, охранявшие его и икону святой Варвары, найденную при копании источника. Много раз здесь происходили случаи исцеления. Появление на этом месте в конце XIX века мужского Алексанро-Невского монастыря расценивалось как новое чудо святой Варвары.
К сожалению, посетив источник в апреле 2010 года, мы нашли это место в запустении. Покривившийся крест, заросший родник – безрадостное впечатление. Возникло общее желание засучить рукава и благоустроить это место, чтобы приезжающие сюда православные люди могли поставить свечку перед иконой и, погрузившись в целебную воду источника, обрести покой и благодать.
Ведь труд на общее благо – это проявление любви ко всем людям, знакомым и незнакомым. Такой труд искореняет зло и делает мир добрее.
Мы решили узнать о состоянии других святых источников, находящихся близ нашего города и обнаружили, что в запустении находится и источник Святителя Николая Чудотворца, расположенный недалеко от села Клетинщина.
Так возник проект, направленный на решение проблемы по благоустройству святых источников и обеспечению их доступности для посещения людьми.
Объект: Святые источники Великомученицы Варвары (с. Оржевка) и Николая Чудотворца (с. Клетинщина).
Предмет: улучшение состояние родника и прилегающей к нему территории.
Главная цель проекта: сделать доступными для большинства людей животворные святыни родного края.
Гипотеза проекта: Если будет проведено благоустройство территории святого источника, то большее число людей смогут насладиться его благотворящей силой, укрепиться духовно и физически.
Для достижения главной цели необходимо решить следующие
задачи:
- Исследовать прошлое и настоящее святых мест кирсановского района с целью расширения своих знаний по истории родного края.
- Внести свой вклад в восстановление и сохранение животворных святынь: родников Великомученицы Варвары (с. Оржевка) и Николая Чудотворца (с. Клетинщина).
- Углубить и закрепить навыки проектной деятельности: организационную и коммуникативную компетенцию, самостоятельный поиск и освоение информации, работу в группе и др.
- Организовать еженедельное посещение родников прихожанами Космодамиановского и Тихвино-Богородицкого храмов.
Сроки реализации проекта: с 15 апреля по 20 мая2010 г.
Необходимо отметить, что проект проходит в рамках региональной экспериментальной площадки по духовному воспитанию обучающихся и студентов техникума, которая работает уже 3-й год.
Проектная деятельность диктует свои организационные правила, помогающие сделать действия её участников эффективными.
Основные этапы реализации проекта:
I. Организация деятельности
- Погружение в проект (мотивация, постановка проблемы, определение целей, выдвижение задач)
- Планирование (определение источников информации, распределение задач между участниками, составление плана-графика работ и сметы. Определение партнеров и источников финансирования).
II. Осуществление деятельности
- Выполнение проекта.
- Привлечение партнеров, специалистов и средств.
- Решение промежуточных задач, анализ результатов с позиции выдвигаемой гипотезы.
III. Предоставление результатов деятельности и её оценка
- Защита проекта (презентация) и обсуждение результатов деятельности.
- Самооценка и анализ достигнутых результатов (рефлексия).
Участники, партнеры проекта.
Инициаторами и основными участниками проекта являются обучающиеся гр. 2-3 М.
Ими привлечены в качестве координаторов педагоги дополнительного образования, специалисты плотничного и сварочного дела, а так же прихожане Космодамиановского храма. Они оказывают помощь в изготовлении подсвечников, столов и лавочек, сопровождают экскурсии, принимают активное участие в благоустройстве родников.
Консультант при выполнении практических заданий — иерей отец Игорь, проживающий в селе Оржевка.
Имеющиеся и необходимые ресурсы.
Материальные: автобус, инвентарь для произведения строительных, сварочных и плотничных работ, ГСМ, листовое железо, деревянный брус, гвозди, цемент, песок, гравий.
Методические: литература по истории родников, интернет-ресурс: «Град Кирсанов», материалы экспедиционной работы.
Дидактические: фотографии, видеофильм «Святые источники России».
Кадровые:
- · Педагог дополнительного образования Кривенцева Е.А.
- · Социальный педагог Тютикова М.И.
- · Юмашева И.В. – сварщик.
- · Корчагин А.И. – плотник.
- · Крыгин О.Н., Шевшукова В.Н., Самохина В.А.. и др. – прихожане Кирсановских храмов.
- · Руководитель региональной, духовно-краеведческой площадки Штанина Н.В.
- · Зав. библиотекой Кувайскова Н.В.
Предполагаемые расходы:
- Приобретение материалов для изготовления столов, скамеек и подсвечников.
Финансирование идет за счет привлечения спонсоров из числа прихожан Кирсановских храмов.
План-график работ
Таблица 1
Этапы |
Содержание деятельности |
Кто примет участие |
Сроки реализации, отчетные материалы |
I Организация деятельности |
а) поездка на Вознесенский родник; с. Иноковка и родник Николая Угодника близ с. Клетинщина; б) поездка на источник святого Пантелеимона; в) посещение Оржевского родника.
|
Поисковая группа, педагоги д. о. |
Осуществление деятельности
- Изготовление подсвечников, столов и лавочек.
- Выполнение работ по благоустройству родников Великомученицы Варвары и Николая Чудотворца.
- Составление графика поездок на родники.
- Подготовка текста экскурсии к родникам.
Обучающиеся и работники техникума
Обучающиеся, педагоги д.о.
Май, 2010
Фотоматериалы, видеоматериалы
График посещения родников прихожанами Кирсановских храмов (см. приложение № 2)
Отчет «О проведении практических мероприятий по обустройству территории живоносных источников». (см. Приложение № 3)
Текст экскурсии (см. Приложение № 4)
III
Предоставление результатов деятельности и её оценка
- Защита проекта (презентация).
- Составление листов рефлексии.
- Анализ деятельности (заключительное анкетирование участников).
- Определение перспектив дальнейшей деятельности по поддержанию порядка на святых источниках.
Обучающиеся, педагоги д.о., администрация.Май2010 г
Лист рефлексии
Видеоролик для защиты проекта
Ожидаемые результаты
- Обустроенные территории святых источников Великомученицы Варвары (с. Оржевка) и Николая Чудотворца (с. Клетинщина).
- Обеспечение ежемесячных поездок на святые источники Кирсановского района.
- Проведение ежемесячных акций «Не зарастет тропа к святому месту!»
Состав рабочих групп и тематика их деятельности
Группа 1
«ИСТОРИЯ РОДНИКОВ КИРСАНОВСКОГО РАЙОНА: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСКУРСИИ»
Состав группы |
Распределение деятельности |
Промежуточные и итоговые результаты |
1 |
2 |
3 |
1. Трунилин Александр | Руководитель, экскурсовод |
Список источников
Текст экскурсии
2. Конев Александр (гр. 2-3)Исследователь, экскурсовод3. Архипов Николай
(гр. 2-3)Оформитель, экскурсоводТютикова М.И. (социальный педагог)Координатор
Группа 2
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ РОДНИКОВ»
Состав группы |
Распределение деятельности |
Промежуточные и итоговые результаты |
1 |
2 |
3 |
1. Карякин Евгений |
руководитель |
Отчет: «Выявление сосотояния источников» |
Смета расходов по проекту
Чертежи конструкции подсвечника, стола, скамейки
Изготовление столов, лавочек и подсвечников.
Благоустройство родников2. Комаров Денис (гр. 2-3)
техник
3. Шилихин Александр (гр. 2-3)
рабочий
4. Савосткин Кирилл (гр. 2-3)
рабочий
5. Сибирзянов Роман (гр. 2-3)
рабочий
6. Латыпов Данил (гр. 2-3)
техник
7. Кох Андрей (гр. 2-3)
рабочий
8. Потехин Иван (гр. 2-3)
рабочий
9. Антонов Владимир (гр. 2-3)
рабочий
10. Паршков Дмитрий (гр. 2-3)
рабочий
11. Григорьев Артем (гр. 2-3)
рабочий
Штанин Г.Н. мастер п/о
координатор
Группа 3.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСЕЩЕНИЯ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИХОЖАНАМИ КИРСАНОВСКИХ ХРАМОВ»
Состав группы |
Распределение деятельности |
Промежуточные и итоговые результаты |
1 |
2 |
3 |
1. Михайлов Алексей |
руководитель |
Примерное расписание поездок. |
Организация поездок.2. Ткачев Сергей (гр. 2-3)
бухгалтер
3. Облицов Артем (гр. 2-3)
организатор
Кувайскова Н.В. зав. библиотекой
координатор
Группа 4.
«ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ПРОЕКТУ»
Состав группы |
Распределение деятельности |
Промежуточные и итоговые результаты |
1 |
2 |
3 |
1. Потехин Сергей |
руководитель |
Фотоматериалы и видеоматериалы. |
Смонтированная презентация.2. Степницкий Петр
оператор видеокамеры
3. Винокуров Андрей.
оператор фотокамеры
Кривенцева Е.А. (педагог дополнительного образования)
координатор
Результаты:
В результате деятельности по проекту были обустроенны территории святых источников Великомученицы Варвары (с. Оржевка) и Николая Чудотворца (с. Клетинщина), разработан график ежемесячных поездок прихожан Космодамиановского храма на святые источники, а также материалы экскурсии «Оржевские святыни»
Выводы: Цель проекта выполнена полностью. Теперь любой человек сможет насладиться благотворящей силой «живой воды», укрепиться духовно и физически.
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект – часть большой работы по возрождению и укреплению православных традиций русского народа, которая включает в себя краеведческую и просветительскую деятельности.
Следующими шагами по развитию проекта должны явиться:
- Организация «Зеленого патруля» по отслеживанию состояния родников и их обустройству.
- Подготовка ряда статей для СМИ о животворных источниках родного края.
- Подготовка видеосюжета «Не зарастет тропа к святому месту!».
- Подготовка электронного пособия по изучению святых источников Тамбовского края.
Список литературы:
- Кудрявцева, Н. Г. Проектная деятельность учащихся [Текст] // Справочник заместителя директора. – 2008. — № 8. — с.47-56
- Обухов, А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся [Текст] // «Народное образование» 2002, №2
- Левин, О.Ю. Кирсанов православный [Текст] / О.Ю. Левин, Р.Ю.Просветов, А.Н. Аленов. – М.: Пробел, 1999
- Просветов Р. Градъ Кирсанов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- «А сердце зовет к Серафиму…»: [Электронный ресурс] / сост. Н.В. Кувайскова, Г.И. Олейник, А.Д. Омуткова. – Кирсанов: Библиотека ГОУ НПО Профлицея №3, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Отчет:
« Выявление состояния святых источников, близлежащих к г. Кирсанову»
Исследовательской группой были проведены поездки по родникам, задачей которых было произвести осмотр их состояния и прилежащей к ним местности, а так же установить расстояния до этих святых мест.
Полученные данные приведены в таблице №2.
Таблица № 2
Название источника |
Месторасположение |
Удаленность от Кирсанова |
Оценка состояния |
1. Вознесенский источник | С. Иноковка (недалеко от Федеральной трассы Тамбов-Пенза). |
25 км |
Хорошее |
2. Источник великомученика и целителя Пантелеимона |
Пос. Красный |
18км |
Хорошее |
3. Источник Святителя Николая Угодника |
с. Клетинщина |
16 км |
Неудовлетворительное |
4. Источник Великомученицы Варвары |
с. Оржевка |
60 км |
Неудовлетворительное |
Удалось установить, что родники в с. Клетинщина и близ с. Оржевка, в наибольшей степени требуют ухода и благоустройства.
На роднике Великомученицы Варвары покосилась памятная плита, требует окраски крест. Сам источник и сток нуждается в очистке. Нет подсвечника, столика. Территория завалена листьями и ветками.
Клетинщинский родник находится в еще большем запустении. Поставлено бетонное кольцо, но вода вышла в другое место. Нет подсвечника, стола.
Выводы:
Необходимо произвести работы по благоустройству источника Великомученицы Варвары (с. Оржевка) и Николая Угодника (с. Клетинщина).
ПРИЛОЖННИЕ № 3
Отчет:
«О проведении практических мероприятия по обустройству территории живоносных источников».
1. Изготовлены подсвечники, столы и лавочки.
2. Произведена очистка территории родников от растительного мусора.
3. Направлено ходатайство в администрацию техникума по оказанию помощи (выделение автобуса) по организации поездок на родники.
4. На источнике Великомученицы Варвары установлены подсвечник, стол, лавочка. Покрашен крест, укреплена памятная доска. Очищен родник и сток.
5. На источнике Святителя Николая Чудотворца установлены подсвечник, стол, лавочка. Создан колодец для сбора воды. Очищен и зарегулирован сток.
7. Направлено ходатайство в администрацию сельского совета с. Оржевка по оказанию помощи в создании Раздевалки для купающихся.
8. В районную «Кирсановскую газету» направлена для публикации статья «Здесь Великомученица Варвара воду подает».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Материалы экскурсии «Оржевские святыни»
Подготовили обучающиеся гр. 2-3 М
Трунилин Александр, Конев Александр, Архипов Николай
Пусть на земле не умирают Родники,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
«Род», «родина», «родник» — эти слова имеют один корень, и это не случайно, ведь для человека понятие рода, семьи тесно связано с тем местом, где живут его родные люди, где он родился, то есть с его малой родиной. Но нет такого места в России, которое бы не имело своих святынь, своих целительных источников и родников.
Есть такие источники и в Кирсановском, и в близлежащих районах.
Самый древний из них родник святой великомученицы Варвары, который находится в 18-20 километрах от Кирсанова, близ села Оржевка, в урочище, ранее носившим название Кушникова Дубрава. Сейчас старая дорога не пригодна для автотранспорта, ею пользуются только пешеходы и велосипедисты. А наш путь лежит через рабочий поселок Умет и село Оржевка.
В этих местах в девятнадцатом веке были построены два монастыря.
1. Оржевский Боголюбско-Тишениновский монастырь основан помещицей Марией Тишениновой. Внезапная смерть брата в1854 г . и самоубийство младшей сестры Веры, произошедшее за год до этого, сделали ее владелицей небольшой деревни Тишениновки, расположенной не далеко от Оржевки, и прилегающих к ней обширных земельных угодий. В молитвенную память об умерших родственниках Мария Васильевна пожелала основать женскую обитель в своем родовом имении. Возможно этому также содействовало общение с сестрами Кирсановского монастыря. В1859 г . она подала прошение в Синод об открытии в ее поместье женской общины, для чего выделяла 200 десятин пахотной земли и 50 десятин леса, господский дом, флигель и обещала также построить дом для духовенства и обеспечить их землей. Перед смертью Мария Тишенинова продает В.С. Сосульникову 2137 десятин земли с тем, чтобы он после кончины бывшей владелицы подарил ее монастырю. Он так и поступил в1866 г . А еще за два года до этого, указом от 20 ноября 1864 года, была утверждена сама Боголюбско-Тишининовская женская община. Особо оговаривалась возможность «поступить в общину не из монашествующих или рясофорных какого-либо монастыря, а собственно из лиц неопределенных еще указом…». Таким образом с самого начала монастырь стал местом, где могли обрести приют девицы и вдовы из окрестных селений. В1866 г . община насчитывала 25 человек во главе с начальницей монахиней Кирсановского монастыря Аполлинарией (в миру Александра Феодотовна Абалмазова).
Матушка Апполинария родилась в 1810 году в купеческой семье в Москве. Образование и воспитание получила в Московском пансионе благородных девиц. В 1828 году по благословению преподобного Серафима Саровского и задонского затворника Георгия поступила в Кирсановскую женскую обитель, которая была еще общиной.1847 г . назначена казначейшей, а в 1850-м пострижена в мантию с именем Апполинарии. С июня 1864 года состояла начальницей Боголюбской Тишининовской женской общины. До смерти отказывалась принять звание игуменьи. Скончалась 23 февраля 1879 года. Похоронена в монастырском храме.
Ею были сооружены домовая церковь в бывшем барском доме, каменная ограда, два корпуса. Новую обитель не раз посещали тамбовские архиереи: Феодосий II, Палладий I и Палладий II. В 1873 году заложили храм, строительство которого завершилось через восемь лет при начальнице Хионии, будущей Игуменьи Апполинарии II (в миру Хионии Симеоновны Климовой) – воспитанницы Апполинарии I, пришедшей с ней из кирсановской обители. В это время в монастыре проживало 150 насельниц. В 1886-1892 гг. была построена колокольня, двухэтажный корпус с приютом и школой. В1899 г. открытии больницу.
После смерти Апполинарии II в 1902 году назначили новую начальницу. Ею стала игуменья тулиновского монастыря Агния (в миру Елисавета Дмитриевна Филиппова), человек активный и деятельный. Ее трудами к1904 г. закончили роспись храма, вызолотили кресты, отремонтировали трапезную, приют, рукодельный корпус. Провели паровое отопление в церковь.
В1914 г. в обители состояло 46 монахинь и 194 послушницы. В отличии от Кирсановского монастыря, главный источник здешних доходов – арендная плата за землю, 333 десятины которой располагались рядом, а 2121 десятина при д. Воронцовке. Еще сестрам принадлежало 200 десятин лесу по реке Вороне и усадьба (подворье) в Кирсанове. Плату, взимаемую с крестьян за аренду земли монастырь устанавливал в двое меньше той, что взимали помещики. В неурожайные годы она совсем не бралась. Коснулись обители и погромы 1905 года, когда монастырь оказался в центре аграрных беспорядков.
Благотворительность – одна из сторон монастырской жизни. В1904 г. в школе-приюте Оржевского монастыря обучалось 12 девочек в возрасте от 9 до 12 лет. Только в 1904 году в монастырской больнице приняли 1098 человек и 20 лечилось стационарно. Обитель откликалась на нужды общества, жертвовала деньги, холсты. Внутренняя жизнь протекала сообразно монастырскому уставу. Читалась «неусыпаемая» Псалтырь с поминовением усопших и акафистом перед главной святыней монастыря – Боголюбской иконой Божией Матери. Подарена эта икона была московской купчихой Т.Д. Зотовой в 1864 году. На престольный праздник обители 1 июля (ст. ст. 18 июля) всегда бывало много народа.
И в наше время в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери совершаются Крестные ходы с молебнами на святом источнике великомученицы Варвары.
2.0 Святой источник Великомученицы Варвары.
В давнее время в этой местности, где находился родник, жили отшельники, они и охраняли его, а также икону святой Варвары, найденную при копании источника. Во время пугачевского бунта отшельников прогнали, поселившиеся в дубраве разбойники. Часовня, по недосмотру за ней, подгнила и рухнула, а икона погрузилась в родник, а может быть была кем-нибудь скрыта в нем. Вообще источник был заброшен. Из боязни разбойников туда никто не ходил, хотя место продолжало слыть святым.
В особенности местные жители стали чтить источник и святую икону при нем после того, как получил исцеление от своего тяжкого недуга на глазах у многих людей крестьянин села Оржевки Прокопий Никитин. Он, как мог, расчистил родник и нашел в нем образ святой Варвары. Помолившись пред иконой, он умылся водой из родника и стал совершенно здоровым. Это видели многие крестьяне и рассказали другим. С того времени народ стал во множестве посещать источник святой Варвары. Описанное событие произошло вначале 19 столетия.
В 1827 году источник подвергся разгрому от разбойников. Они разрушили его, засыпали землею, а святую икону один из них бросил дома в печь.
Итак, родник был разорен, икона сожжена. Но не иссякла вода источника, пробившись у подошвы горы там же в дубраве. Не иссякла и пламенная вера народа в чудодейственную силу источника и помощь великомученицы Варвары. А ведь без веры и чудес не бывает. Для чего Христос послал слепого в Силоам? «Для того, чтобы ты видел слепого, и чтобы сделать безответным неверие иудеев», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Народ сотнями, тысячами стекался к прославленному месту и по вере своей получал то, что искал. А копию с той чудотворной иконы чтил, как саму икону. В конце 19 века а этом святом месте возник мужской Александро-Невский монастырь, что расценивалось как новое чудо святой Варвары. К источнику совершались крестные ходы, здесь служились молебны.
3. Оржевский Александро-Невский монастырь был организован в 1890 году. Основал его протоиерей с. Костино-Оделец Борисоглебского уезда Василий голубев. Жизнь этого человека – насомненный пример для подражания. Истинный пастырь, он вместе с тем был отличным хозяином. Обрабатывая собственными силами участок земли, он сумел поставить дело так, что начал получать прибыль. Вскоре он стал оказывать помощь нуждающимся. В деревне Таволжанке Новохоперского уезда передал земельный участок для женской общины. На проценты с его капитала воспитывались дети в Епархиальном женском училище К окружающим отец Василий относился как истинный христианин и пастырь. Поводои, послужившим к основанию монастыря, оказалось событие, произошедшее 17 октября 1888 года – крушение царского поезда и чудесное спасение августейшей семьт. Именнот в честь небесного покровителя императора Александра III и назван монастырь Александро-Невским. Голубев купил недалеко от с. Оржевки место, называемое Кушниковой Дубравой. Здесь находился почитаемый источник. Первым строителем обители стал иеромонах Сухумского Драндского монастыря Илларион. При нем и при других двух настоятелях – Илларионе II и Пахомии – монастырь довольно быстро отстроится. В 1914 году монастырский комплекс включал пятиглавую каменную церковь, деревянную часовню, домовую церковь, 4 жилых двухэтажных корпуса и разные хозяйственные постройки. К 1914 году в монастыре было 59 монахов. Монастырь был любимым местом паломничества населения уезда, которое привлекал источник Варвары, красивое место расположения, возможность получить совет и утешение от простых сердцем и умом монахов, побывать на монастырской службе.
Однако, с приходом новой власти, вновь разогнали боголюбивых людей живших у источника, разрушили и его, и монастырь, причем делали это потерявшие веру жители близлежащих деревень. Копию святой иконы бросили в овраг в дубраве, и местные жители потом слышали оттуда плач…
Но вера угасла не у всех. Богомольцы вновь восстанавливали источник, вновь чудесным образом была обретена копия святой иконы, вновь это святое место начало почитаться верующими людьми. Летом маленькие ручейки людей стекаются сюда почерпнуть животворящей и целящей воды святого источника, а также помолиться и попросить заступления в день смертный у святой великомученицы Варвары, икона которой находится в храме села Оржевки. У самого источника поставлен крест с надписью «Св. великомученица Варвара». Вода источника течет тихо, почти незаметно, сочится сквозь камешки, маленькими ручейками с трех сторон.
Если углубиться в лес, по извилистой тропинке. Рядом с родником – установлен Крест и плита с надписью: «Духовные мои сестры и спостницы, не забудьте меня, егда молитися: но зрящее мой гробъ, поминайте мою любовь и молите Христа, да учинитъ духъ мой съ праведными.», в память о последних монахинях — хранительницах источника.
Целительную силу этой воды может испытать каждый, с молитвой припадающийк её источнику.
Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас!
4. Свято-Троицкая церковь села Оржевка.
Свято-Троицкий храм долгое время использовался под склад для зерна. Возвращен верующим он был только в 1992 году. Иконостас храма сохранился с царских времен. Сюда так же перенесены старинные намоленные иконы, которые раньше находились в монастырских и других, ныне разрушенных, храмах. Иконостас храма уникален по количеству и древности икон. Здесь имеются редкие иконы, например икона Царя Давида. Имеется икона Святого преподобного Серафима Саровского, пожертвованная монахинями Дивеевской обители почти 100 лет назад. Святыней храма считается икона Божией Матери Боголюбская. Службы в храме совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням.
Колокола храма представляют собой остатки невзорвавшихся авиационных бомб времен великой Отечественной войны. Это своеобразный символ мирной жизни и памяти о воинах, «положивших жизни за други своя» в годы великих испытаний.