ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТОГОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
Методические рекомендации по экспериментальной работе по теме:
«Расширение воспитательного пространства в системе дополнительного образования через организацию духовно-краеведческих экспедиций и практическое использование их результатов».
Руководитель: Штанина Наталья Васильевна
заместитель директора по УВР
ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
Кирсанов — 2012г.
Содержание:
Введение
- Суть и значение инициативы
- Актуальность проблемы и цели и задачи эксперимента
- Результаты эксперимента
3.1. Схема модели методики экспедиционной деятельности.
3.2. Методика определения качественных изменений,
произошедших в результате эксперимента.
3.3. Процедура исследования и анализ результатов.
3. 4. Выводы, дальнейшее развитие проекта.
4. Модель внедрения результатов деятельности в другие сферы
образовательного процесса.
5. Нормативные документы, обеспечивающие обоснование проекта.
Приложения
Литература
Введение.
Проблемы расширения воспитательного пространства через введение в дополнительное образование новых воспитательных технологий и методик стояли, и всегда будут стоять перед системой образования. Посильный вклад в решение этой проблемы попытался внести коллектив ТОГОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум» г. Кирсанова (см. приложение № 1).
Работу над данной проблемой мы начали с 2005 года. В 2008 году на базе ОУ была создана областная экспериментальная площадка по теме: «Расширение воспитательного пространства в системе дополнительного образования через организацию духовно-краеведческих экспедиций и практическое использование их результатов».
Руководство по концептуальному обоснованию эксперимента осуществлялf заместитель директора по учебно-воспитательной работе Штанина Н.В.
Заместитель директора по научной и методической работе кандидат технических наук Прохорова А.А. стала научным консультантом проекта.
- СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Авторы инициативы исходили из представления, что особое значение приобретает решение вопроса о воспитании человека, формировании свойств духовно-нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться, как важнейшего условия успешного развития России.
Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.
Наши наблюдения и анализ литературы позволили предположить, что решить эту проблему можно через привлечение обучающихся и студентов к активной деятельности по изучению истории края и православных традиций русского народа. Такая деятельность будет необходима для повышения уровня воспитанности, творческого потенциала, она поможет мотивировать стремление обучающихся к самосовершенствованию в духовной сфере, а также будет способствовать процессу освоения педагогами инновационных образовательных и воспитательных технологий.
Нами была разработана модель методики экспедиционной деятельности, которая, с одной стороны, находится в «родственных» отношениях с хорошо известными методиками проведения экспедиций, но, с другой стороны, существенно дополняет их, обеспечивая текущую диагностику и развитие учащихся через освоение метода проектов.
Значение эксперимента состоит в том, что он позволяет:
- исследовать влияние краеведческой поисковой работы на формирование
мировоззрения и повышение духовного потенциала обучающихся и педагогов;
- внедрить новые педагогические технологии в систему дополнительного образования;
- получить инструменты оценки духовно-нравственного развития личности обучающихся и студентов;
- продвинуться в решении валеологических проблем;
- обобщить полученный опыт и разработать технологию внедрения результатов деятельности в другие сферы воспитательного процесса.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Сегодня мы стоим на пороге введения в образование стандартов нового поколения. Каждый педагог в своей работе должен учитывать требования к личностным результатам образования, изложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Вот основные принципы организации этой работы:
- нравственный пример педагога (никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданственного личностного поведения);
- социально-педагогическое партнерство (необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с семьей, церковью, общественными организациями, СМИ и др.);
- индивидуально-личностное развитие (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, передача ей знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, формирования позитивных жизненных ценностей);
- интегрированность программ духовно-нравственного воспитания (в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, общественно полезную);
- социальная востребованность воспитания (открытие возможностей для совершения нравственного поступка, актуального и для личности, и для окружающего её мира).
Все эти принципы лежат в основе данного эксперимента.
К работе по духовно-нравственному воспитанию привлекаются священники, прихожане местных храмов, педагоги, имеющие опыт работы в воскресной школе. Значение сотрудничества православной церкви и учебного заведения в духовном просвещении молодежи трудно переоценить, так как в храме воспитывает все: и иконы, и песнопения, и содержание служб, и церковный этикет.
Приобщаясь к православным святыням, подросток растет духовно. Необходимо отметить добровольный характер участия обучающихся в экспедициях и проектах духовно-краеведческой направленности. Использование в работе проектной методики, методики сотрудничества обеспечивает индивидуально-личностное развитие участников эксперимента. Все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек: умение отличать добро от зла, ценить жизнь, труд, семью, других людей, общество, — и развивает его личность.
Экспедиция – это форма образовательной деятельности, связанная с выездом в другую местность, проживанием, как правило, в полевых условиях и выполнением задач по исследованию какого-либо природного, культурного, исторического (и др.) объекта с помощью адаптированных научных методик под руководством специалиста, имеющего опыт проведения подобного типа исследований. Эта форма эффективно используется педагогами дополнительного образования техникума, являясь с эмоциональной и содержательной стороны центральным элементом в просветительской работе с молодежью и её духовно-нравственном воспитании. Ведь всем известно, что путешествия учат больше, чем, что бы то ни было, иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.
Надо знать, что экспедиция – это комплексная форма работы. Она, во-первых, объединяет выездную и кабинетную работу. Во-вторых, совмещает собственно исследовательские задачи с воспитательными. В-третьих, в содержании отчетных работ интегрируются православный, экологический, исторический и другие аспекты. Исследования обучающихся используются при изучении таких предметов, как «Краеведение», «История», «Обществознание», «Русская литература», «Русский язык», «Философия», «Социология».
Добровольное и посильное включение молодых людей в изучение истории родного края, реальных экологических, культурных, экономических и иных проблем родного города, района способствует духовно-нравственному развитию их личности.
Цель эксперимента: расширение возможностей обучающихся для участия в научно-исследовательской и творческой деятельности, их саморазвития и самореализации в духовной сфере.
Сформулируем гипотезу эксперимента:Реализация системы целенаправленной работы по духовному краеведению, основанной на теоретических положениях и разработанных методиках организации экспедиционной деятельности позволит:
— привлечь большое число педагогов и обучающихся к процессу духовно-нравственного воспитания;
— обеспечить расширение воспитательного пространства дополнительного образования;
— практически использовать полученные результаты не только в данном образовательном учреждении, но и в школах, лицеях, ВУЗах.
— объединить свои силы с общественными, религиозными организациями, СМИ по духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Задачи эксперимента:
- Изучить и проанализировать проблему развития духовного потенциала обучающихся.
- Разработать программу и план эксперимента.
- Разработать методику проведения духовно-краеведческих экспедиций.
- Провести ряд экспедиций по Кирсановскому и близлежащим районам с целью исследования исторических событий, связанных с духовной жизнью народа.
- Оформить результаты (промежуточные и итоговые отчеты) и провести мониторинг экспедиционной работы, скорректировать дальнейшую деятельность.
- На основе разработанной методики определить качественные изменения, произошедшие в результате эксперимента.
- Обобщить полученный опыт и разработать технологию внедрения результатов деятельности в другие сферы воспитательного процесса.
Факторы риска:
- Недостаточная поддержка администрации, педагогического коллектива экспедиционной деятельности духовно-краеведческой направленности.
- Отсутствие адаптированной методики отслеживания и обработки результатов эксперимента.
- Узкопрагматические установки на образование у части родителей.
Изложенные выше идеи мы реализовали в рамках экспериментальной площадки, утвержденной управлением образования и науки Тамбовской области.
Предполагаемые результаты – расширение воспитательного пространства техникума за счет разработанной и реализованной методики духовно-краеведческой экспедиционной деятельности; авторские программы по духовному воспитанию; методические рекомендации; издание методического пособия об опыте работы коллектива образовательного учреждения.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1.Схема модели методики экспедиционной деятельности.
При осуществлении экспериментальной работы стало ясно, что требуется разработка адаптивной методики экспедиционной деятельности на основе уже существующих.
Для решения этой задачи были привлечены ресурсы интернета и печатные источники информации. (Приложение 2). На их основе была создана схема модели методики экспедиционной деятельности.
Этапы экспедиционной работы
Организация учебно-исследовательской работы учащихся естественным образом включает три этапа: подготовка, полевое исследование, обработка собранного материала. Все три этапа осуществляются при тесном взаимодействии воспитанников и педагога.
I. Подготовка к экспедиции
Этот этап проходит в городских условиях. Помимо собственно организационной части (выбор места, в которую планируется поехать, составление плана работы экспедиции, приобретение всего необходимого для нее и т.д.), он включает теоретическую подготовку руководителя и учащихся к предстоящей экспедиции. Эта теоретическая подготовка заключается в том, что педагог и его подопечные знакомятся с особенностями места, в котором планируется провести экспедицию. Источником сведений для педагога может быть специальная этнографическая, историческая, краеведческая, искусствоведческая литература, беседы со специалистами, работавшими в данном регионе, или другими людьми, так или иначе входившими в соприкосновение с культурой местного населения, экспозиции музеев, в том числе местного краеведческого, если с ним есть возможность познакомиться еще на этапе подготовки.
Далее педагог доводит до учащихся ту информацию, которая может оказаться полезной для работы. Это прежде всего сведения об изучаемых элементах православной культуры вообще и тех ее особенностях в данном регионе, на которые учащимся желательно обратить внимание.
Формой подачи этого материала могут быть лекции, а также реферативные сообщения самих детей по той или иной указанной педагогом литературе.
Кроме того, полезно посвятить определенное время технологии сбора материала, в частности, общим рекомендациям по беседам с информантами и осмотру местности, структуры строений и др.. Более подробное инструктирование будет осуществляться во время самой экспедиции.
II. Полевое исследование
Это центральный этап учебно-исследовательской работы, о нем имеет смысл поговорить подробнее. Работа в учебно-исследовательской экспедиции включает ряд моментов, которые мы последовательно рассмотрим.
Полевое исследование – форма образовательной деятельности, связанная с выездом в другую местность, проживанием, как правило, в полевых условиях (палаточный лагерь) и выполнением задач по исследованию какого-либо природного, культурного, исторического (и др.) объекта с помощью адаптированных научных методик под руководством специалиста, имеющего опыт проведения подобного типа исследований. Как правило, экспедиционная группа, работающая по определенной тематике, имеет численность 10-20 человек, внутри нее выделены тематические группы по 2-4 человека, выполняющие конкретную задачу и выполняющие по собранным данным исследовательскую работу.
Нами рассматривается модель экспедиции, при которой она является с эмоциональной и содержательной стороны центральным элементом образовательного процесса в группах дополнительного образования в рамках проекта, построенного на основе концепции исследовательской деятельности учащихся. В ее основе: насыщенность эмоциональных впечатлений от поездки, интеллектуальное развитие ее участников, приобретение новых знаний и навыков, творческие поиски и др. При этом, чтобы обеспечить оптимальное проектирование экспедиции, позволяющее выйти на заранее намеченный результат, необходимо подойти к организации каждого этапа в соответствии с его спецификой (возможности адаптации, эмоции и др.).
Экспедиция делится на три функциональных этапа, каждый из которых представляет собой отдельный этап в эволюции сознания, позиций, рефлексии деятельности ее участников. Эти этапы не являются строго последовательными – они могут развиваться где-то одновременно, где-то прерываться и потом возникать вновь.
В экспедиции происходит сжатая периодизация жизни: в понимании и рефлексии. .
В процессе экспедиции происходит эволюция позиций восприятия: созерцание – восприятие – деятельность – рефлексия – понимание. (Схема №1)
Первый этап – вхождение в ситуацию, созерцание и восприятие. Ведущие позиции – «созерцатель». Все приехали на новое место. Оно еще незнакомо, непонятно. Смысл этого этапа – в пространственном и смысловом понимании места, где что можно и как. На этом этапе невозможно еще включиться в работу в новой действительности, его нужно прожить, успокоиться, осознать новые реалии.
На этом этапе открываются коммуникационные каналы, недоступные в обычной «городской» жизни. Меняются роли участников группы, демонстрируются новые возможности в соответствии с задачами экспедиции, закладываются ценности, свойственные экспедиционному образу жизни.
Второй этап – приспособление к ситуации; адаптация, выработка способов существования в новой реальности. Это этап спокойного перехода сознания, раскрепощения, его открытия к работе с местными объектами.
Третий этап – самый продуктивный, но, к сожалению, обычно самый короткий – этап активной работы в адаптированной, понятой, присвоенной среде, этап действия. Именно на этом этапе появляется «громадье планов», которое, к сожалению из-за недостаточного времени часто неосуществимо. Здесь возникает «чувство долга перед местом» – понимание недоделанного и желание вернуться вновь
Заключительный «рефлексивный этап», связанный с обсуждением хода экспедиции, представлением полученных данных. Необходимо наметить планы по доведению работы до написанного текста. Бывает, что после окончания экспедиции отобранные материалы «сваливаются в дальний угол», и там, забытые, «плесневеют», а у ребят отношение: «экспедиция закончилась — и все, трава не расти». Преодолению подобных настроений служат такие формы, как итоговая экспедиционная конференция, обсуждение работ в составе тематических групп и др.
III. Обработка и использование собранного материала
С окончанием полевого сезона начинается третий этап учебно-исследовательской деятельности. Конкретная тема исследования должна быть осмыслена с научной точки зрения.
На занятиях кружка руководитель знакомит обучающиеся с принципами и методами обработки материала. Кроме таких общих занятий, необходима индивидуальная работа — постановка перед студентом конкретной цели и задач на разных этапах исследования, советы в отношении используемых материалов — как собранных полевых, так и литературы по данному вопросу. Здесь же происходит контроль результатов выполнения поставленных задач.
Окончательный продукт исследования — написание реферата, отчета, статьи, подготовка презентации, видеофильма и др. — должен быть представлен на научно-исследовательской конференции. Важно, чтобы с этим докладом ознакомились и обсудили его другие учащиеся. Вообще контакты между детьми в процессе работы над разными, но близкими темами следует всячески приветствовать. Такому окончательному докладу могут предшествовать предварительные сообщения о тех или иных подразделах сделанной работы.
Помимо этого, результатом экспедиции может явиться и отчет о ее проведении, составление которого станет совместным делом педагога и обучающихся. Как уже говорилось, в оформлении отчета важно, в частности, использование фотографий и другого наглядного материала. Если в экспедиции снимался видеофильм, то на этом, третьем этапе он монтируется, озвучивается и т.д. В этом также желательно участие обучающихся.
Результаты экспедиции могут стать основой для подготовки журналистских материалов о специфике работы фольклорно-этнографических экспедиций или о тех или иных реальных проблемах деревни (экологических, социальных и т.д.). Эти материалы, быть может, удастся опубликовать в местной прессе города, в котором располагается данный кружок, или того района, где проходила экспедиция.
Выше уже говорилось о желательности еще одной формы деятельности, при которой обучающиеся приобретают непосредственный целостно-личностный, а не только интеллектуально-теоретический, контакт с изучаемым материалом. Это так называемое практическое освоение. Сюда можно отнести подготовку вечера, рассчитанного на широкий круг участников, одной из целей которого станет привлечение студентов к учебно-исследовательской деятельности такого рода. Материалы могут быть использованы и при создании сценических тематических программ, слайд-шоу.
В случае определенных успехов в практическом освоении духовно-краеведческого материала стоит подумать о расширении этой деятельности, организации специальных занятий по той или иной теме или направлению со специалистами в этой области.
Нередко на практике подобных экспедиций можно столкнуться с тем, что местные жители предлагают в подарок экспедиционной группе какие-либо старинные предметы быта. Эти предметы вместе с отчетами и фотографиями экспедиций могут сыграть свою роль в организации выставок, отчетов, пополнении фондов музея или музейной комнаты.
На протяжении третьего этапа работы важно поддерживать связи с населением места, в котором проходила экспедиция: обмениваться письмами, присылать результаты экспедиции (научные работы, отчеты), например, для школьного музея, фотографии. Для местных жителей такое продолжающееся внимание со стороны обучающихся очень важно. Кроме того, оно будет благоприятствовать повторной экспедиции в те же места на будущий год, потому что продолжать там сбор материалов по заданной теме всегда имеет смысл.
1.1.Методика определения качественных изменений, произошедших в результате эксперимента.
Как элемент инновационного процесса, происходящего в ТОГОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум», исследовательская деятельность в сфере дополнительного образования осуществляется в двух основных направлениях. Первое призвано давать картину общего состояния исследуемого объекта, которым является уровень воспитанности обучающихся и студентов техникума, выявлять тенденции его изменения, его проблемы. Второе призвано давать ответы на вопрос: «Что и как мы можем сделать, чтобы улучшить воспитательную систему?».
Для исследования влияния новых педагогических технологий, в том числе экспедиционной деятельности, на формирование мировоззрения и повышение духовного потенциала обучающихся и педагогов техникума была разработана система качественных и количественных показателей происходящих изменений, а так же необходимый инструментарий для их измерения.
Основанием для этой работы стало изучение методик анализа, оценки и интерпретации результатов исследования.
Критерии и показатели реализации целей и задач исследования
- Личностные критерии.
Уровень и качество духовного развития. Показателями этого критерия являются:
— духовная сопричастность к жизни человечества;
— гуманистическая ориентация мышления;
— мотивация самосовершенствования;
— способность осуществлять свой выбор и устанавливать границы собственной свободы;
— наличие таких нравственных качеств, как милосердие, бескорыстие, совестливость, честность, справедливость, способность к сопереживанию, взаимосодействию;
— наличие навыков конструктивного управления разного рода конфликтами.
Индикаторами наличия показателей служат высказывания детей, поведенческий репертуар.
Диагностика осуществляется через наблюдение за поведением обучающихся; рефлексию высказываний, мнений, суждений, точек зрения. В качестве диагностического аппарата могут быть использованы экспертная оценка учителей, родителей, друзей; социально-психологический самоаудит; проективные методики.
Уровень воспитанности. Показателями этого критерия служат характеристики отношений:
— к другим людям – гуманность, добросовестность, исполнительность, честность и т. п.;
— к деятельности – инициативность, добросовестность, дисцыплинированность и т. п.;
— к себе – самокритичность, реалистичность, требовательность, чувство собственного достоинства, скромность, духовность и т. п.;
Индикаторами являются проявления названных качеств в деятельности, поведении.
Диагностика проводится с помощью экспертной оценки, социально-психологического аудита обучающихся и студентов по специально разработанным методикам.
Уровень развитости учащихся. Показателями развитости могут служить:
— креативность учащихся;
— самостоятельность, критичность мышления;
— осознанность необходимости знаний и их использования в деятельности;
— способность к сотрудничеству, взаимодействию; умение найти компромиссное решение в сложных ситуациях;
— способность к рефлексии.
Индикаторами выступают: число и сложность решаемых задач в ситуации выбора, наличие надситуативной активности, обладание призовыми местами на олимпиадах, в творческих конкурсах и др.
Диагностика проводится на основании методов критериально-ориентировочного тестирования, анализа продуктов деятельности обучающихся, специальной психологической диагностики, наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и внеучебной деятельностью.
- Критерии успешности воспитательного процесса
Расширение воспитательного пространства ОУ. Показателями могут служить:
— потребность обучающихся, студентов и других объектов образовательной деятельности в духовно-краеведческой работе;
— характер проявляемых в образовательном учреждении инициатив обучающихся и педагогов;
— способы реализации исследовательских и социальных инициатив и проектов;
— продуктивность экспедиционной деятельности, ее результирующая составляющая как внутри ОУ, так и за его пределами;
— комплексность экспедиционной работы; её влияние на другие направления воспитательного процесса, в том числе на здоровьесбережение.
Индикаторы: число экспедиций, их развивающая значимость; число обучающихся и студентов реально включенный в экспедиционный процесс; число организаций, семей и творческих людей, привлеченных к духовно-краеведческой деятельности ОУ. Число методических материалов по духовному краеведению, число публикаций и сборников, выпущенных в рамках работы в эксперименте, их востребованность.
Диагностика проводится с помощью экспертной оценки со стороны родительской общественности, партнеров по практической работе; учитывается самооценка обучающихся и т. п.
Методика выявления влияния экспедиционной деятельности на воспитательный процесс
Каждый участник заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже вопросов. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках:
4 — «да»
3 – «скорее да, чем нет»
2 – «трудно сказать»
1 – «скорее нет, чем да»
0 – «нет»
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
1. Считаешь ли ты необходимым участвовать в экскурсиях по историческим местам родного края?
2. Принимаешь ли ты сам участие в духовно-краеведческих экспедициях?
3. Хотел бы ты взять в следующую экспедицию своего друга, членов семьи?
4. Можешь ли предложить свой экскурсионный маршрут по родному краю?
5. Знаком ли ты с правилами поведения в православном храме?
6. Знаешь ли ты житие святого, имя которого носишь?
7. Считаешь ли ты необходимым всегда на себе иметь нательный крест?
8. Хотел бы ты венчаться в храме с твоей будущей женой (мужем)?
9. Помогли ли тебе знания, приобретенные во время экскурсий при изучении общеобразовательных предметов (обществознания, краеведения, истории)?
10. Приходилось ли тебе участвовать в проектной деятельности на уроках, при сдаче зачетов, во внеурочное время?
11. Легко ли ты ориентируешься в современных источниках информации (книги, интернет, архивы)?
12. Обладаешь ли ты навыками написания исследовательской работы (доклада, реферата, статьи)?
13. Получаешь ли ты моральное удовлетворение от поездок по святым местам?
14. Хотел бы ты участвовать в туристическом походе по историческим местам родного края, связанным с физическими нагрузками?
15. Купаясь в воде святых источников, ощущаешь ли ты ее благодатное воздействие на организм?
16. Является ли для тебя жизнь святых подвижников примером служения людям?
17. Воспринимаешь ли ты красоту природы посещаемых мест, как неотъемлемую часть Божиего мира?
18. Появляется ли у тебя желание очистить территорию двора, техникума, города от мусора и грязи?
19. Посещая святые источники, вспоминаешь ли ты о состоянии родника, находящегося недалеко от твоего дома?
20. Понимаешь ли ты, что экологическое состояние мира зависит от экологии твоего села или города?
21. Считаешь ли ты необходимым потрудиться на общее благо, принимая участие в работе по благоустройству территорий родников, техникума, парков, городского кладбища?
22. Умеешь ли ты организовать общее дело?
23. Бываешь ли ты или твои друзья инициаторами трудовых десантов?
24. Понимаешь ли ты, что добросовестное выполнение профессиональных обязанностей – это труд на общее благо, то есть проявление любви ко всем людям.
Обработка результатов
При обработке результатов 24 вопроса разбиваются на 6 блоков. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов воспитательного процесса:
- Вовлечение обучающихся в экспедиционную деятельность (1, 2, 3, 4).
- Освоение обучающимися православных традиций русского народа (5, 6, 7, 8).
- Связь с общеобразовательными предметами. Реализация компетентностного подхода в образовании (9,10,11,12).
- Здоровьезбережение (13, 14, 15, 16)
- Экология (17, 18, 19, 20).
- Трудовая деятельность (21, 22, 23, 24)
3.3. Процедура исследования и анализ результатов.
Вся работа в группах начинается с проведения начального анкетирования обучающихся – участников эксперимента (Приложение № 4).
Результаты анкетирования подтвердили личную заинтересованность обучающихся в участии в духовно-краеведческих экспедициях (100%), не смотря на то, что опыт участия в экскурсиях по родному краю имели только 58% опрошенных. Всего 23% знают свою родословную, а историю своего села (города) – 47%.На вопрос: «Посещаешь ли ты церковные службы?», положительно ответило всего 11% привлеченных к анкетированию обучающихся, а православные иконы имеют в доме 65% семей.
Таким образом, мы получаем данные, позволяющие представить общий портрет участников экспедиционной работы на начальном этапе.
Тематика экспедиций, время проведения, их развивающая значимость, число участников приведены в таблице №1:
Таблица № 1
Год, мес. |
Тема маршрута |
Развивающая значимость |
Число участников |
Апрель-2008;Сент.-2009 |
(Вознесенский женский монастырь г. Тамбова) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики
Использование ИКТ |
18 15 |
Май-2008;Июнь-2009 |
|
Коммуникативность.Исследовательская деятельность .Самостоятельная работа.Освоение проектной методикиИспользование ИКТ |
25 22 |
Июнь-2008;Май-2010 |
(Родник Великомученицы Варвары) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
24 25 |
Май-2009 |
(Мамонтова пустынь) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
25
|
Июнь-2009 |
|
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
25 |
Июль-2009;Октябрь-2009 |
(Иноковские святыни) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
22 23 |
Октябрь-2009Апрель-2010 |
(город Наровчат) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
25 25 |
Май-2010 |
(село Кобяки) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
20 |
Июнь-2010 |
(родники Дивеева, Богородичная канавка) |
Коммуникативность.Исследовательская деятельность под руководством педагога.Самостоятельная работа.Освоение проектной методики.
Использование ИКТ |
25 |
За три года экспериментом было охвачено 9 учебных групп (будущие повара, портные, механизаторы).
Эксперимент проходил в соответствии с планом, разработанным на начальном этапе работы. (Приложение № 3)
Освоено 9 маршрутов, проведено 14 экспедиций, 184 обучающихся стали участниками исследовательская работы (в среднем каждый участник побывал в экспедиции 2-3 раза.
В каждой поездке студентов сопровождали прихожане или священники храмов г. Кирсанова (районов), преподаватели воскресной школы. Всего было привлечено 19 человек, имеющий опыт духовной жизни. Среди светских людей – руководители школьных музеев, школьные учителя.
В ходе работы были разработаны следующие методические материалы:
ü Анкета участника экспедиционной деятельности. (Приложение №4)
ü Положение о научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, проводимой в рамках экспериментальной площадки на тему: «Расширение воспитательного пространства в системе дополнительного образования через организацию духовно-краеведческих экспедиций и практическое использование их результатов». (Приложение № 5)
ü Предварительная анкета участника проектной деятельности. (Приложение №6)
ü Памятка по подготовке презентации проектной работы. (Приложение №7)
ü Заключительная анкета участника проектной деятельности. (Приложение №8)
ü Критерии оценки проектной работы. (Приложение №9)
ü Памятка участника духовно-краеведческой экспедиции. (Приложение №10)
ü Памятника начинающему паломнику. (Приложение №11)
ü Дневник духовно-краеведческой экспедиции. (Приложение №12)
ü Программа «Человек у, в путь шествовати хотящему» (Приложение № 13)
ü Пакет инструментария для исследования качественных изменений, произошедших в результате проведения эксперимента. (Приложение №14, 15,16,17,18, 19,)
ü Требования к самостоятельным исследовательским работам (Приложение № 20)
Исследование уровня воспитанности личности проводилось с помощью таблицы самооценки. (Приложение № 18) Особенностью данной диагностики является то, что она позволяет на основе самооценки личностных качеств обучающихся, отрефлексировать и определить уровень его воспитанности. На основе полученных данных выявляются проблемы и определяются пути их решения.
При помощи диаграммы № 1, построенной на основании среднего показателя можно проследить и оценить уровень воспитанности обучающихся по годам пребывания в ОУ.
Диаграмма уровня воспитанности обучающихся
Анализируя показатели воспитанности,
мы наблюдаем, что трудолюбие, вежливость и честность остаются на высоком уровне и неизменными на протяжении трех лет. Но отношение обучающихся к физической культуре (к здоровью), дисциплинированность – оставляют желать лучшего. За три года проведения эксперимента показатели духовной и гуманной направленности личности обучающегося выросли.
Диагностика ценностных ориентаций обучающихся проводилась по целому комплекту методик (Приложение №17). В социологическом опросе в течение трех лет принимали участие 68,6% от общего количества участников экспедиционной деятельности. Средние данные результатов опроса по группам приведены в таблице №2.
Результаты диагностики ценностных ориентаций личности.
Таблица №2
Ценность |
Общий результат по годам |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Иметь крепкую семью |
1 |
2 |
1 |
Стать богатым человеком |
5 |
10 |
6 |
Стать высококвалифицированным специалистом |
7 |
7 |
7 |
Сделать карьеру |
6 |
9 |
11 |
Иметь надежных и верных друзей |
3 |
2 |
3 |
Иметь крепкое здоровье |
2 |
2 |
2 |
Любовь |
4 |
3 |
2 |
Жить в свое удовольствие |
11 |
12 |
12 |
Стать человеком высокой культуры |
9 |
7 |
6 |
Реализовать свои способности |
8 |
6 |
5 |
Овладение знаниями |
10 |
8 |
6 |
Секс |
12 |
13 |
13 |
Служение людям |
13 |
11 |
7 |
В качестве приоритетной жизненной ценности, иначе говоря, на 1 место обучающиеся ставят наличие крепкой и дружной семьи. На 2-3 места участниками опроса поставлены такие жизненные ценности, как любовь, крепкое здоровье, надежные и верные друзья. Вызывает настороженность тот факт, что в 2008 году на последнее место поставлена такая нравственная ценность, как служение людям. В 2010 году она переместилась на 7 место.
График изменения ценностных ориентаций личности
включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
Результаты тестирования, проведенного с участниками эксперимента в 2009 и2010 г.г. приведены в таблице № 4
Средние показатели творческих характеристик участников проекта.
Таблица № 4
Год проведения тестирования |
Л |
В |
Р |
С |
Общий суммарный показатель |
2009 |
8 |
5 |
17 |
8 |
38 |
2010 |
13 |
13 |
19 |
18 |
63 |
Диаграмма изменения творческих характеристик личности
Анкеты и опросники, помогающие изучить результаты реализации эксперимента применялись на начальном, промежуточном и конечном этапе эксперимента. (Приложения № 15, № 16).
Неизменным оставался интерес обучающихся к экспедиционной деятельности, одобрение со стороны родителей и активность педагогов в организации паломнических поездок, экскурсий и экспедиций.
Анализ навыков, приобретенных и развитых в процессе экспедиционной деятельности, дал следующие результаты:
Таблица №5
№ п/п | Чему научила тебя экспедиционная деятельность? |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
1 | Умению планировать работу |
88% |
2% |
10% |
2 | Самостоятельно выполнять экспедиционные задания |
80% |
10% |
10% |
3 | Умению делать выбор между «хочу» и «надо». |
90% |
8% |
2% |
4 | Действовать в соответствии с правилами поведения в святом месте |
100% |
— |
— |
5 | Соизмерять поступки с требованиями православной этики |
60% |
— |
40% |
6 | Работать в группе |
91% |
— |
9% |
7 | Ничему не научила |
— |
10% |
10% |
Опрос по разработанной методике изучения влияния экспедиционной деятельности на воспитательный процесс проводился на начальной и заключительной стадиях эксперимента.
Обработка и анализ результатов влияния экспедиционной деятельности на воспитательный процесс
Таблица № 6
Средний балл по группам |
||||||||||||
№ вопроса | Вовлечение в экспедиционную деятельность | Освоение православных традиций русского народа | Связь с общеобразовательными предметами. | Здоровьезбережение | Экология | Трудовая деятельность | ||||||
2008 | 2010 | 2008 | 2010 | 2008 | 2010 | 2008 | 2010 | 2008 | 2010 | 2008 | 2010 | |
1, 5,9, 13, 17, 21 | 3,0 | 3,4 | 1,2 | 3,4 | — | 3,4 | — | 4,0 | 2,0 | 3,8 | 3,1 | 3,6 |
2, 6,10, 14,18,22 | 1,0 | 3,8 | 1,2 | 1,6 | 1,2 | 3,6 | 2,1 | 2,2 | 2,9 | 3,6 | 2,1 | 3,4 |
3,7,11,15, 19,23 | 4,0 | 3,8 | 3,0 | 3,8 | 3,0 | 3,6 | 1,9 | 3,6 | 1,0 | 2,6 | 1,2 | 3,2 |
4,8,12,16,20, 24 | 1,0 | 2,8 | 2,1 | 3,2 | 3,1 | 3,8 | 2,0 | 4,0 | 3,2 | 4,0 | 3,0 | 3,8 |
Итого: | 9,0 | 13,8 | 7,5 | 12,0 | 7,3 | 14,4 | 6,0 | 13,8 | 9,1 | 14,0 | 9,4 | 14,0 |
% положительных ответов |
86% | 75% | 90% | 86% | 87% | 87% |
Диаграмма влияния экспедиционной деятельности на воспитательный процесс.
При организации самостоятельной деятельности обучающихся на всем протяжении эксперимента широко использовалась проектная методика. При помощи анкет (Приложения № 6 и № 8 ) было отслежено влияние проектной методики на развитие общеучебных умений и навыков.
Разработанный инструметнарий широко использовался педагогами техникума при проведении педагогических исследований, в экспериментальной деятельности, в организации самостоятельной работы обучающихся и студентов (Овчинниковой О.В., Тютиковой М.И., Сидельниковой В.В., Омутковой А.Д., Самодуровой Е.В. и др.)
Были разработаны требования к самостоятельным исследовательским работам (Приложение №20), а так же критерии оценки проектной деятельности (Приложение № 9)
Самостоятельные исследовательские работы обучающихся представлялись на ежегодный областной Славянский Фестиваль (2008, 2009,2010 г.г.), на I юношеские Духовно-образовательные чтения «Школа, семья и церковь в духовном развитии общества» и международный фестиваль-конкурс творчества молодежи стран СНГ «Люблю тебя, земля моя» (г. Отрадный Самарской обл.,2010 г.) Эти работы были отмечены дипломами и грамотами (Приложения № 21, №22, № 23).
Промежуточные результаты работы в рамках площадки были опубликованы в методическом сборнике «Создание инновационного образовательного пространства в учреждениях начального и среднего профессионального образования», выпущенном ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» в 2009 году.
Имеющиеся наработки собраны и представлены в управление образования Тамбовской области.
Исследовательские работы, фоторепортажи, презентации, видеофильмы, созданные в рамках эксперимента были востребованы школьными педагогами и работниками школьных музеев, по месту проведения экспедиций (с. 2-Иноковка, с. Оржевка, с. Паревка)
Собранные материалы широко используются обучающимися для написания рефератов, докладов, проектов, а так же при организации занятий по «Краеведению» (12 рефератов, 3 экскурсионные лекции, 8 презентаций, 4 видеофильма, 3 буклета с использованием технологии INTEL , 2 электронных пособия, 2 тематические художественные программы и др.)
Одним из итогов работы стало создание авторской программ дополнительного образования молодёжи, духовной направленности «Человеку, в путь шествовати хотящему».
1.1.Выводы, дальнейшее развитие проекта.
Принимая во внимание анализ результатов эксперимента, можно придти к выводу, что разработанная и реализованная методика экспедиционной деятельности помогла расширить воспитательное пространство техникума, повысить уровень духовно-нравственного развития обучающихся и студентов.
Созданный инструментарий позволяет проводить педагогические исследования воспитательной среды ОУ.
Следующим этапом работы станет издание сборника методических материалов по теме экспериментальной площадки, а также размещение их на сайте техникума.
Работа по духовному краеведению продолжается. Впереди нас ждет много новых увлекательных маршрутов и интересных открытий.
Дальнейшее развитие проекта
- Привлечь к экспедиционной работе молодых педагогов.
- Разработать новые паломнические, экскурсионные и экспедиционные маршруты.
- Развернуть издательскую деятельность с целью обмена опытом работы по духовному краеведению.
- Привлечь обучающихся к участию в фестивалях и конкурсах самостоятельных исследовательских работ.
4. МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДРУГИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
А л г о р и т м д е й с т в и й :
- Изучить возможные пути использования результатов проекта (анализ программ гуманитарного цикла; диагностика процесса введения инноваций в образовательный процесс, изучение социальной востребованности результатов).
- Создать каталог информационных и методических материалов (Банк сценариев, программ, проектов).
- Проинформировать коллектив техникума и педагогов других образовательных учреждений о результатах экспедиционной и экспериментальной деятельности (участие в семинарах, конференциях, фестивалях и выставках разного уровня, издание методических пособий).
- Организовать связь с заинтересованными педагогами муниципальных и государственных ОУ, музеев, воскресных школ.
- Оказать методическую поддержку педагогам по использованию результатов в учебной и внеучебной деятельности (в расширении содержательной части гуманитарных предметов, в самостоятельной деятельности обучающихся и студентов, в проведении массовых мероприятий, создании тематических художественных программ, социально значимых проектов).
- 6. Совершенствовать научно-методическую работу в техникуме (через разработку инструментов мониторинга и использование их в научно-исследовательской деятельности и педагогических экспериментах).
Литература
- Бирич В.Г. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению материальной и духовной культуры русских деревень.//эл. ресурс. – режим доступа: www. Ppoisc.ru
- Вирич В. Изучаем культуру русских деревень. // «Народное образование», 2001.- №3
- Кудрявцева Н. Г. Проектная деятельность учащихся // Справочник заместителя директора. – 2008. — № 8. — с.47-56
- Кутс С. Ученические исследования: определение темы и планирование работы.// «История», 5 февраля 1999
- Леонтович А.В. К вопросу о принципах проектирования юношеской исследовательской экспедиции //Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей. — М.: МГДД(Ю)Т, 2003
- Гусев В. Человеку, в путь шествовати хотящему: Некоторые советы православному паломнику.// Духовно-нравственное образование. – 2006. — № 6, 2007. — № 1-3
- Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся.// «Народное образование» 2002, №2
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1987.
- Программа экскурсии «Тамбовская тропинка к преподобному старцу Серафиму Саровскому» / Автор-составитель: к.ф.н., доцент, руководитель НМЦКА ТГУ Л. Ю. Евтихиева. – Тамбов: НМЦКА ТГУ им. Г.Р. Державина. ЭЦ «Горница», 2005
- Соколова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. — М.: Педагогика, 1986.
- Тетерина И.Ю. Материалы для организации туристско-краеведческой деятельности. // Практика административной работы в школе. -2006. — № 5
- Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М. «Сентябрь», 1998